Как сделать из ненавистной работы любимую
«Я поняла, что самый простой способ сделать с этим что-то – сменить позицию в моей тогдашней компании», – делится Толо. Она назначила встречу с боссом, и он предложил ей оставить описание её идеальной должности. Так она и поступила, в конце концов убедив его дать ей новые задания и обязанности, включая менеджмент проектов, стажировку новичков и даже финансовые отчетники с генеральным и финансовым директорами.
Йельский ученая и профессор Эми Врценснивски сказала бы, что Толо удалось «спроектировать работу» – этот термин она применяет, когда работник решает организовать свой труд так, чтобы он приносил больше удовлетворения. Толо изменила свои обязанности, чтобы в её работе было больше значения, но проектирование работы не обязано проходить так же резко. Спроектировать работу можно, всего лишь изменив то, как вы о ней думаете, что может сказаться на вашем опыте. «В проектировании работы меня восхищает то, что оно не ограничивается изменением мыслей по её поводу, – говорит мне Врценснивски, – меняя то, как вы воспринимаете работу у себя в голове, вы меняете свой подход к заданиям, а затем и то, как эти задания перед вами раскроются».
Скажем, перед нами два работника службы клиентского сервиса. Один из них описывает свою вакансию как круглосуточное прислуживание капризным клиентам. Другой, работающий на той же должности, описывает её как возможность рассеять страхи людей и показать им, что в конце концов всё обязательно будет хорошо, говорит Врценснивски. Они также будут очень по-разному общаться с клиентами и, весьма вероятно, по-разному проживать дни на работе. «Меня поражает, как разные люди могут так по-разному описывать свою должность. Потому что важно, считаете ли вы, что каждый день вы обязаны тащиться в офис, или же радуетесь тому, что сможете внести какой-то вклад».
Для того, чтобы понять, как именно действует проектирование труда, может быть полезно разложить понятие на три отдельных компонента. Сначала идет проектирование заданий, в ходе которого работники изменяют «количество, тип или суть выполняемых обязанностей». Есть еще и умственное проектирование: когда работники меняют свое восприятие заданий и их значение. Наконец, проектирование отношений происходит тогда, когда сотрудник изменяет «количество, тип или частоту отношений». Иными словами, когда меняются взаимоотношения, сложившиеся на работе.
Врценснивски и её коллеги, включая Джейн Даттон из Мичиганского университета и Джастин Берг из Стэндфордского университета, провели полевой эксперимент, в ходе которого они предложили волонтерам описать идеальное рабочее место и затем сравнить результат с другими сотрудниками на той же позиции. Согласно Врценснивски, исследования говорят о пользе проектирования работы как для работников, так и для начальства, включая рост удовлетворения, улучшение результативности и самоотдачи.
В ходе первого эксперимента Врценснивски, Даттон и Берг познакомились с клининговым персоналом больницы. Когда тех расспросили о работе, часть описала её как не слишком удовлетворительную и не требующую особых навыков. Когда их попросили рассказать об обязанностях, они просто повторили ту информацию, которую можно найти на сайте объявления. Однако, вторая группа работников посчитала свою работу очень важной и полезной. Они даже описали свои обязанности иначе. В то время как их первостепенные задачи совпадали с теми, о которых рассказала первая группа, они также были «представителями» больницы, которые помогали сделать опыт как её посетителей, так и других работников более приятным. «Это совершенно естественно привело к перераспределению круга их обязанностей», – говорит Врценснивски. Эти работники брали на себя дополнительные функции, которые были для них важны, будь то беседы с выздоравливающими пациентами или помощь пожилым людям в ориентировке по зданию.
Врценснивски перечислила несколько способов, с помощью которых работодатели могут поддержать проектирование работы в своей организации. К примеру, они могут проводить оценки результативности труда, чтобы сотрудники имели возможность выразить свое мнение. «Как бы то ни было, самый важный шаг – просто смириться с идеей, что это нормально», – говорит Врценснивски. «Некоторым менеджерам становится не по себе, если они не держат все под контролем. На самом деле, поезд уже уехал. Работникам и так удается задуманное – они отходят от первоначальных обязанностей, чтобы их работа обрела смысл». Работодатели также беспокоятся, что, подарив персоналу возможность самим определять круг обязанностей, те потеряют всякое чувство ответственности. «Когда мы стали изучать этот вопрос, все оказалось совсем не так», – говорит Врценснивски.
Но есть решение и для работников. «Мне кажется, нужно поинтересоваться, что необходимо вашей организации», – говорит Дара Блейн, консультант по подбору профессии в Лос-Анджелесе. «Нужно быть преданным своей компании и проявлять инициативность. Вам понадобится хорошее понимание её роли на рынке, чтобы вы затем могли подобрать обязанности по себе».
Понимайте цели вашей компании. Иными словами, для того, чтобы уговорить босса поменять ваши обязанности, вам нужно показать, что это будет ему выгодно. А это значит, придется разузнать об их целях и ценностях, не важно, идет ли речь о повышении удовлетворенности пациентов или о превращении малого бизнеса в многонациональную компанию. «Если вы в тайне мечтаете стать гитаристом, ваши таланты могут оказаться не слишком-то интересны работодателю, – говорит Врценснивски, – но если вы понимаете, что нужно вашей компании и чего она пытается достичь, вы сможете внести свой вклад так, как это вам важно».
Понимайте собственные цели. Даже если сама работа вам не очень нравится, вы сможете найти в ней что-то, что заставит вас поверить в её важность. «Мы, люди, не так привязываемся к тому, «что» мы делаем, как к тому, «почему», – говорит Блейн, – но за чередой рутинных дел легко забыть о главном». Таким образом, спросите себя, почему вы приходите на работу уже сейчас? Какие обязанности на текущем месте помогают вам чувствовать собственную важность и полезность?
А теперь подумайте, где эти области пересекаются. «Подумайте о специализации организации, о вашей специализации, а затем ищите возможности, открывающиеся на стыке», – советует Блейн. «Какие активные шаги вы можете предпринять, чтобы создать новые возможности для себя и для компании? Как вы сможете взглянуть на свои обязанности или на свою работу иначе, открыв новые перспективы?»
Стоит вам найти это пересечение, проектирование упростится до пересмотра своих обязанностей на работе, как в примере с клиентской поддержкой, где мы видим умственное проектирование. Тем не менее, если вы знаете об иных заданиях и вакансиях, которыми вы бы хотели заняться, вам стоит сначала обсудить это с работодателем. Если вы задумали серьезные изменения, вам, возможно, придется назначить отдельную встречу с начальством, чтобы всё подробно рассказать.
Если новая версия вашей работы требует отказа от некоторых обязанностей, было бы мудро составить план Б для работодателя. Вы могли бы продолжать выполнять их некоторое время и найти или нанять кого-то, кто будет готов их взять на себя. Возможно, вы придумаете, как делегировать или автоматизировать эти задания. Каким бы ни было ваше решение, ключ в том, чтобы сделать весь процесс безболезненным и для вас, и для работодателя.
Тем не менее, есть большая разница между тем, чтобы проектировать работу и просто оставаться на ненавистном месте, заставляя себя его полюбить. «Я бы точно не признала успешным проектирование работы, которое превратило ненавистное занятие в терпимое, – говорит Врценснивски, – я бы расстроилась, если бы узнала, что люди оказываются в вечном плену на плохой работе, уговаривая себя, что и так могут быть счастливы».
Грань между проектированием работы и терпением нелюбимой может быть не столь четкой. Именно поэтому Врценснивски напоминает о важности того, чтобы понимать, какие задания вас увлекают и какие обязанности вам нравится выполнять.
Я спросила у Толо, что она чувствовала, превратив ненавистную работу в любимую. Она дала реальный совет тем, кто оказался в той же ситуации. «Просто спросите. Сядьте и подумайте, что нужно компании, и пока вы будете думать об этом, держите в голове возможности, которые это вам открывает, – говорит она, – под лежачий камень вода не течет».